Рецепт возрождения Украины: как экспортеры могут стать локомотивом восстановления

После открытия для украинских производителей западных рынков наша страна может нарастить экспорт своей продукции и тем самым простимулировать экономику
Несмотря на открывшиеся перспективы, у украинских экспортеров существует и ряд проблем
Несмотря на открывшиеся перспективы, у украинских экспортеров существует и ряд проблем / Фото: Getty Images, Коллаж: Сегодня

Из-за войны, которую развязала Россия против нашей страны, украинская экономика рискует потерять по итогам года от 30% до 50% ВВП. Разрушенные предприятия, взорванные склады и нефтебазы, школы и мосты, миллионы беженцев, оставшихся без работы – все эти проблемы не дадут быстро восстановиться экономике.

Чтобы как-то ускорить процесс восстановления, Великобритания и Канада отменили все пошлины и квоты для украинской продукции. США пошли на беспрецедентный шаг и отменили импортные пошлины на украинскую сталь – подчеркнув, что металлургическая отрасль является одним из двигателей украинской экономики. На очереди Евросоюз: там сейчас также рассматривают вопрос отмены импортных пошлин в торговле с Украиной.

Реклама

Казалось бы, это отличный шанс для экспортеров, чтобы закрепиться на этих рынках, но быстро нарастить поставки не получится. "Сегодня" вместе с экспертами разбирались, что мешает украинскому бизнесу быстро завоевать иностранные рынки.

Перспективы для Украины


С одной стороны, из-за защитных мер, которые вводили западные страны против нашей продукции, мы теряли ежегодно миллиарды долларов. Только в одной металлургии недополученная прибыль украинских производителей исчисляется минимум в 3,5 млн тонн продукции на сумму в 3 млрд долларов в год.

С другой стороны, ЕС ввел санкции против ряда российских отраслей, и теперь у украинских предприятий появилась возможность занять их место.

Реклама

"Отказ от поставок из РФ происходит даже там, где санкций нет: нам следует поблагодарить отдельные европейские предприятия, которые в частном порядке полностью отказались от поставок российского металла. Будем надеяться, что Евросоюз еще больше усилит санкционное давление на российскую металлургию – вторую после нефти и газа экспортную статью доходов страны-агрессора", – говорит президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков.

По его словам, резкое сокращение поставок металла ожидаемо привело к дефициту и росту цен на металл в Европе и мире. Спрос на металл будет расти из-за того, что страны-союзники сейчас занялись производством оружия и брони для Украины.

Проблемы экспортеров


Несмотря на открывшиеся перспективы, у украинских экспортеров существует и ряд проблем. В первую очередь – разрушенные предприятия: в оккупированном Мариуполе серьезно повреждены два металлургических гиганта Украины – "Азовсталь" и ММК им. Ильича.

Существуют проблемы с логистикой. Около 60% украинского экспорта приходилось на портовую инфраструктуру Черного и Азовского морей. Сейчас украинские порты или заблокированы, или оккупированы. Поэтому единственным способом вывезти продукцию остается железная дорога, которая работает на пределе возможностей.

Реклама

Но к этим проблемам добавилась еще одна. Дело в том, что государство с нового года прекратило возмещение НДС экспортерам. Получается, что в Украине они платят НДС своим контрагентам, а экспортируя продукцию за рубеж, не могут получить возврат переплаченных налогов.

Причин, из-за которых было заблокировано возмещение, несколько. Первая – на период военного времени были остановлены документальные налоговые проверки бизнеса. Вторая – не завершены так называемые камеральные проверки: срок их проведения продлили с 30 дней до 90, но три месяца – это слишком большой срок для предприятия, которое нуждается в своих деньгах сейчас, чтобы расплатиться с контрагентами. И третья – из-за того, что введенная приказом Минфина №15 от 17.01.2022 новая форма налоговой накладной не работает, закрыта регистрация налоговых накладных. А без этого возмещение НДС невозможно физически.

Три этих шага власти лишили украинских экспортеров оборотных средств, а как следствие – возможности инвестировать в перенос бизнеса, восстановление предприятий и другие процессы, которые помогли бы увеличить объемы производства, выплаты зарплат и уплату налогов. В такой ситуации речь не идет о создании новых рабочих мест – под угрозой даже сохранение существующих, а также приток валюты в страну. Ведь замороженные средства предприятий делают невозможной полноценную работу.

Кроме того, попытка государства решить свои проблемы лишь за счёт экспортеров приведёт к остановке производства. Лучшим выходом в такой ситуации стало бы равномерное распределение дополнительной нагрузки на все субъекты хозяйствования, а не только на ту группу предприятий, которая столкнулась с многочисленными проблемами, в том числе логистическими, подчеркивают эксперты.

"В настоящее время несвоевременное возмещение НДС блокирует до 20% оборотных средств предприятий ГМК. Вместе с тем поставщики требуют от них полную предоплату за свои товары и услуги. Эти факторы заставляют бизнес сокращать объемы закупок, а значит, это делает невозможным наращивание объема производства и экспорта", – заявили в Европейской бизнес ассоциации.

Фактически блокирование возмещения НДС увеличивает себестоимость украинской продукции на 20%. При таких условиях ни один бизнес не сможет конкурировать на мировом рынке – тем более с учетом имеющихся логистических проблем.

Навести порядок с налогами


Решить проблемы с возмещением НДС достаточно просто: нужно отменить мораторий на проверки, завершить камеральные проверки и возобновить регистрацию налоговых накладных. Но, по словам экспертов, власть уже и сама запуталась в своих попытках стимулировать экономику в военное время, а попытка отменить ряд налогов превратилась в систему с отсутствующей логикой.

"На мой взгляд, текущая система напоминает полный бардак. Часть предприятий работают с НДС, часть – с 2% с оборота. НДС с введением военного положения фактически перестал быть налогом на добавленную стоимость. При этом возмещение государство тормозит из-за проблем с наполнением бюджета. Думаю, пора здесь наводить порядок и запускать возмещение НДС", – говорит экономист Даниил Монин.

По его словам, первое время возмещение могут выдавать ОВГЗ-облигациями. По крайней мере такие планы были по возмещениям за январь. Под эти бумаги предприятия смогут взять кредиты или же будут их продавать с дисконтом 15-20%, как это уже было в 2015 году.

Экономист Борис Кушнирук подчеркивает: нынешняя ситуация, когда НДС возмещается в ручном режиме, недопустима.

"Если одним выдают возмещение, а другим нет, это открывает возможности для коррупционных составляющих. Кто-то договорится под патриотическими лозунгами о возврате НДС, а кому-то не дадут, то скорее всего тут речь идет о коррупции. И в условиях войны это может быть одним из наиболее раздражающих факторов", – говорит Кушнирук.

По его словам, государство должно установить четкую единую и прозрачную процедуру для всех участников экономических процессов.

"Возможны два варианта возобновления возмещения НДС. Первый – выпуск ОВГЗ-облигаций. Мы понимаем, что сейчас с деньгами у правительства не очень хорошо, но предприятия смогут кредитоваться под их залог. Таким образом у экспортеров появятся оборотные средства. Второй вариант – это возмещение, но с учетом того, что экспортеры направляют эти средства исключительно в производство и создание рабочих мест, чтобы эти средства не попадали на валютный рынок и не давили на курс гривни. И использование средств нужно каким-то образом контролировать", – говорит Борис Кушнирук.

Экономист Алексей Кущ обращает внимание на то, что годового периода, на который Британия, Канада и США открыли свои рынки для Украины, – недостаточно. По его словам, любой бизнес-план рассчитан минимум на пять лет, поэтому нужно работать над тем, чтобы продлить безналоговый период для украинских товаров на внешних рынках.

"А что касается возмещения НДС, то с учетом ежемесячного дефицита бюджета на сумму около 5 миллиардов долларов государству сложно будет возобновить выплаты в полном объеме. Но можно начинать выплачивать предприятиям-экспортерам, которые поставляют за рубеж промышленные товары с высокой долей добавочной стоимости в своей продукции", – говорит Алексей Кущ.

Также, по его словам, для предприятий агрокомплекса выплаты можно начать несколько позже. Ведь сейчас экспорт некоторых видов агропродукции запрещен, а часть экспортеров не сможет осуществить поставки из-за проблем с логистикой.

На днях правительство заявило, что проблему с возмещением НДС решают, и она будет возобновлена уже в ближайшее время. Эксперты приветствуют это заявление и призывают не затягивать – ведь сейчас Украина нуждается в сильной экономике как никогда.

Также мы писали о том, что экономике Украины требуется поддержка международных партнеров. Речь идет о долгосрочных решениях, таких как отмена импортных квот и пошлин.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Нефтяной рынок
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Деньги
Больше новостей
Техно
Больше новостей
Голубое топливо
Больше новостей
🚘 Актуалка для владельцев авто
Больше новостей
Важное в Украине
Больше новостей
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять