Это беспрецедентная ситуация для нашей экономики – эксперт о закрытии ГОКов в Украине

30 июня 2022, 15:00
Рассказываем, почему горно-обогатительные комбинаты в Украине приостанавливают работу

Из-за серьезных проблем горно-обогатительные комбинаты вынуждены останавливать работу / Фото: Getty Images, Коллаж: Сегодня

Из-за узких железнодорожных переходов на западном направлении украинская продукция месяцами скапливается на границе и не может попасть к заказчикам. А рост стоимости на энергоресурсы и падение цен на мировом рынке сделало поставки металлургического сырья убыточными, что, в свою очередь, и привело к закрытию ГОКов в Украине.

Об этом рассказал главный аналитик ГМК Центра Андрей Тарасенко.

Реклама

"Такая ситуация не имела прецедентов! Средняя загрузка мощностей останавливаемых ГОКов в июне была и так низкой – 30%. При этом резкий разворот цен на рынке в середине июня сделал поставки убыточными. Далее снижать загрузку уже возможности не было", – поясняет эксперт.

По его словам, сегодня цена на ЖРС в Китае сохраняется на уровне 115-120 долларов за тонну, и несколько лет назад такая стоимость позволяла предприятиям успешно работать. Но из-за высокой инфляции в 2021 году себестоимость ЖРС выросла на 30%.

"В этом же году рост цен на энергоносители привел к дополнительному росту себестоимости еще на 30%. К этому добавляются сложности с логистикой в военное время и связанные с этим расходы: на пограничных переходах составы простаивают месяцами. Усугубила ситуацию непродуманная регуляторная политика, когда ставки ренты на добычу железной руды повышались два раза за два года. В итоге целая успешно работавшая отрасль стала убыточной", – резюмировал Тарасенко.

Реклама

Как известно, группа "Метинвест" объявила о приостановке добычи на Южном, Ингулецком и Северном горно-обогатительных комбинатах: первые два приостановят с 1 июля, а СевГОК – с середины июля. Также с 1 июля мощности "Каметстали" сократят до одной домны. Из горно-обогатительных комбинатов продолжит работать только ЦГОК, но с уменьшением мощности.

Схожие проблемы испытывают и другие металлургические предприятия Украины. Причины остановки – невозможность вовремя доставить продукцию заказчикам, связанная с логистическими трудностями: узкие пограничные переходы на железной дороге не способны обеспечить достаточный объем перегрузки.

Так, сейчас через эти переходы пропускают не более 1,9 тыс. вагонов в сутки. В то время как для нормального функционирования украинских экспортных отраслей эта цифра должна быть минимум вдвое выше.

Реклама

"Сегодня" раньше рассказывали, какой была реакция бизнеса на повышение УЗ тарифов на перевозку грузов. Также мы писали о нововведениях на таможне до конца июня для желающих воспользоваться нулевым растаможиванием.